Витражная техника Тиффани

Традиционным способам изготовления витражей пришли на смену более совершенные технологии, это конечно связано с неизбежным техническим прогрессом, причем впервые большие подвижки произошли еще в 19 веке.

Льюис Тиффани вместе с другим художником декоратором Джоном Ла Фаржем сначала предложил способ изготовления составляющих стекол «фавриль», а позже самостоятельно открыл новый метод пайки витража.

Классическая витражная техника основана на создании сложных композиций кусочками цветного стекла, которые сначала окрашивают, а затем обжигают в печи.

Узор собирают из отдельных стеклянных фрагментов, скрепленных в единое целое при помощи специального металлического профиля (так называемой протяжки) места стыков которого спаяны между собой. Протяжка способна удерживать стеклышки толщиной от обычных 4 мм до максимальных 10 мм, ее когда-то изготавливали только из свинца, но теперь используют медные сплавы либо чистую медь.

К сожалению, у классического витража имеется целый ряд существенных недостатков. С помощью металлической протяжки невозможно создать достаточно длинные прямые отрезки, окружности идеальной формы, а кроме того количество мелких витражных элементов строго ограничено.

Витражи, созданные на основе протяжки нельзя вставлять в двери, поскольку они боятся вибрации, могут даже разрушиться. Самым главным изъяном классики остается длительность, большая трудоемкость изготовления и соответственно высокая стоимость изделий.

Тиффани предложил оборачивать по контуру каждое цветное стеклышко, любой из фрагментов витража специальной клейкой фольгой из меди, чтобы позже спаять все детали между собой. Фольга отличается от свинцового профиля в лучшую сторону, так как разрешает соединять компоненты друг с другом под произвольным углом.

Это позволило перейти к более сложным объемным образцам, делать в составе разноцветной композиции отдельные выпуклые или наоборот вогнутые зоны. Цена витражей напрямую связана с числом стеклянных элементов на 1 м2.

Известные во всем мире модерновые узоры с причудливыми цветами и насекомыми, созданные лично Тиффани представляют сегодня классику искусства витражей. Мастер впервые оформил витражом плафон электросветильника, подобные абажуры пользуются вполне заслуженной популярностью даже сегодня. Самыми лучшими стеклами для изготовления витражей остаются материалы американского производства.